– Сергей Александрович, на Ваш взгляд, насколько необходима аудиторская практика российскому экспорынку? И насколько она соответствует сегодня международным стандартам и требованиям?
– Аудиторская проверка необходима российскому выставочному рынку. При условии, что мониторинг проводится компетентной компанией, и организаторы, и участники, желающие ознакомиться со статистическими показателями выставки, в итоге получают точные данные. Информация, касающаяся площади выставки, количества отечественных и иностранных участников, характеристики посетителей, действительно важна, поскольку является отражением эффективности проекта. Добровольная аудиторская проверка – это лишнее доказательство добросовестности организатора.
Однако стоит отметить, что не каждый российский потребитель выставочных услуг сегодня осведомлен о значении аудита. Кроме того, проверка ставит в неравные условия организаторов выставок: тех, кто не пользуется услугами аудиторов и тех, кто проводит мониторинг. Одни выставочники предоставляют недостоверные и завышенные в разы данные, а другие – результаты аудиторских проверок. В результате добросовестный организатор оказывается в худшем положении. Поэтому для налаживания практики аудита необходимо, в первую очередь, создать определенную культуру и сформировать позитивное отношение потребителей выставочных услуг к результатам таких проверок.
Что же касается соответствия международным стандартам, то это непростой вопрос. Мне сложно привести в пример какую-нибудь еще страну, помимо России, где на рынке работала бы одна аудиторская компания. Сегодня организаторы выставок лишены возможности выбора компании-аудитора, поскольку в этом сегменте пока конкуренции не существует. Это позволяет компании-монополисту устанавливать желаемую ценовую политику при безальтернативности качества услуг, что нас, естественно, не устраивает. Поэтому, на мой взгляд, соответствия аудиторской практики международным стандартам на сегодняшний день в России нет.
– То есть Вы согласны с существующим мнением, что на данный момент компания «РуссКом Ай-Ти Системс» является монополистом в этом секторе?
– Функционирование единственного аудитора на рынке – это монополия в чистом виде. «РуссКом Ай-Ти Системс» активно пользуется своим положением, устанавливая высокие цены на предоставляемые услуги. Отсутствие других фирм-аудиторов ставит организаторов выставок перед выбором: проходить аудит в «РуссКом Ай-Ти Системс» или не проходить его вообще. Хотя выбор должен быть совсем иным – между аудиторами.
Мы всегда выступаем за конкуренцию, поскольку она в любом секторе экономики ведет к улучшению качества и снижению цен. Во всяком случае, у организаторов выставок должен быть выбор с кем сотрудничать, а с кем – нет. Возможно, например, утвердить жесткие правила аудита, работая по которым, любая компания-аудитор сможет осуществлять проверку выставок. А выставочники, в свою очередь, получат возможность провести аудит с помощью той фирмы, сотрудничество с которой показалось наиболее приемлемым.
– Сколько выставок, которые проводит «ВертолЭкспо», уже прошли аудит? И есть ли намерение провести аудит каких-либо выставок в этом году?
– На сегодняшний день три выставочных проекта «ВертолЭкспо» прошли аудит: международный «Строительно-Архитектурный Форум», мебельная выставка «Югэкспомебель» и выставка индустрии красоты «Шарм». Весной этого года была запланирована проверка еще одной выставки, однако сметная стоимость услуг компании-аудитора составила около $4 тыс., поэтому нам пришлось отказаться.
По опыту сотрудничества с компанией «РуссКом Ай-Ти Системс» можно сказать, что в их работе есть определенные недочеты, которые следует устранить. Однако главное для нас – это то, что их цена проверки данных неадекватно высока по отношению к предоставляемым услугам.
– Как Вы считаете, в целом, насколько сегодня востребована аудиторская практика в регионах?
– Аудиторская проверка в регионах так же необходима и важна, как в столице. Однако мое отношение к аудиту двояко. С одной стороны, хорошо, когда есть гарантия достоверности данных. С другой – затраты на аудит значительны, а отдачи в регионах нет. Поэтому аудиторские проверки региональных выставок не так популярны.
– В одном из интервью Сергей Алексеев сказал о том, что в 2006-2007 гг. все выставки, отмеченные Знаком МСВЯ, должны будут пройти аудиторскую проверку показателей, в противном случае его действие будет приостановлено. Насколько это решение руководства, тогда еще МСВЯ, а ныне – РСВЯ, кажется Вам оправданным?
– Нами не приветствуется такое решение МСВЯ, так как аудиторские проверки налагают дополнительные расходы. Для региональных выставочных компаний затраты на проведение аудита являются существенными, и мы, видимо, будем вынуждены отказаться от Знака МСВЯ на ряде выставок.
– И, тем не менее, насколько нам известно, Вы вошли в состав рабочей группы, созданной членами МСВЯ для совершенствования процедуры и методов проверки выставочной статистики. В чем конкретно заключается цель работы этой группы? Есть результаты, о которых уже можно говорить?
– Главная цель группы – это уточнение соответствия тех методов выставочной статистики, которые есть на сегодняшний день. Пока рано говорить о каких-то результатах, так как практики аудита существует недостаточно, а теория важна только в том случае, когда она применима в реальной жизни.