2 октября состоялся первый Российский Форум Ассоциаций

2 октября состоялся первый Российский Форум Ассоциаций 03.10.2019
Организаторами Форума выступили Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), при поддержке проекта «Локомотивы роста» партии Единая Россия. Техническими организаторами и генеральными спонсорами проекта стали Группа компаний РуссКом Ай-Ти, Красота-онлайн и компания ИвентБанк Рус.

На мероприятии присутствовали представители более 100 Ассоциаций, представляющих более 140.000 производителей товаров и услуг.

Спикерами форума стали Олег Евгеньевич Бочаров (заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации), Игорь Николаевич Жук (Старший Вице-Президент АО "Российской Экспортный центр"), Кирилл Сергеевич Ильичев (Генеральный директор АНО "Московский экспортный центр"), Денис Борисович Кравченко (Депутат Государственной Думы РФ, Заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству государственной думы РФ), Александр Николаевич Шохин (президент РСПП), представители немецких ассоциаций AUMA (Association of the German Trade Fair Industry) и VDMA (Verband Deutscher Maschinen und Anlagenbau, Mechanical Engineering Industry Association), руководители ведущих российских ассоциаций.

Модератором дискуссии выступил Алексеев Сергей Павлович (Президент РСВЯ, Почетный президент Глобальной Ассоциации выставок UFI, Председатель Комиссии РСПП по выставочной деятельности).

Делегаты форума отметили, что наличие мощных отраслевых ассоциаций развивает и структурирует экономику, является эффективным катализатором соответствующих отраслевых сегментов промышленности, торговли и сферы услуг. Развитые ассоциации являются важным элементом взаимодействия между отраслевыми сообществами и государством. В результате дискуссии был отмечен ряд болевых точек и проблем, существующих в жизни российских ассоциаций, намечены пути к их решению.

Отдельным блоком в обсуждении стали отраслевые конгрессно-выставочные мероприятия как инструмент маркетинга и продвижения российских товаров в России и за рубежом.

Выставки являются мощным драйвером экономики, выполняя целый ряд функций, как на уровне макроэкономики (построение и развитие рынка), так и на уровне социокультурной составляющей, обеспечивая общественные и политические связи, инновационное развитие. Так, согласно результатам масштабных исследований, проведённых Комитетом по маркетингу и исследованиям Российского союза выставок и ярмарок совместно с аудитором, сертифицированным Глобальной ассоциацией выставок UFI (компанией «РуссКом Ай-Ти Системс») оценочная сумма контрактов, заключаемых по итогам работы российских выставок составляет сумму 2 триллионов рублей. Таким образом, оценочный вклад выставок в ВВП РФ превышает 2%.

Делегаты Форума отметили, что необходимо повышать вовлеченность ассоциаций в формирование отраслевой карты конгрессно-выставочных мероприятий, стремиться к тому, чтобы она максимально соответствовала потребностям предприятий отрасли. Ситуации, когда выставки одной тематики проходят с минимальным интервалом, дезориентируют и ослабляют отрасль, приводят к неэффективным тратам финансовых и временных ресурсов всеми участниками выставочных мероприятий.

Немецкий опыт, представленный на форуме в докладе директора отдела глобальных рынков и IT Ассоциации немецкой выставочной индустрии AUMA Марко Шпингера, отражает разумный подход к формированию количественно-качественного состава международных выставок, организуемых в Германии. Принцип регулирования выставочной деятельности, который применяет AUMA на протяжении многих десятков лет, заключается в поддержке со стороны отраслевых ассоциаций конкретного перечня выставок, с выверенными периодичностью и местом их проведения. В результате мероприятия, не входящие в данный перечень, становятся не выгодны для организации и участия. Таким образом, в системе координат выставочной индустрии Германии именно ассоциации являются заказчиком выставочных мероприятий, определяют их тематику, город и периодичность, а сами мероприятия приобрели мировой масштаб и собирают на своей площадке сотни тысяч посетителей со всего мира.

Данная модель, реализованная в России, с участием отраслевых ассоциаций, государственных институтов управления и основных игроков выставочного рынка, могла бы повысить эффективность выставок, как одного из основных каналов построения каналов сбыта, снизить издержки отечественного бизнеса, а значит - повысить его конкурентоспособность. Укрупнение выставок также привело бы в страну новых зарубежных покупателей, что увеличило бы экспортные возможности российских товаропроизводителей и приблизило бы выполнение целевых показателей государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности».

Делегаты форума отметили, что целью участия российских товаропроизводителей в зарубежных мероприятиях, в итоге, должна стать эффективность, выражаемая в сумме заключенных контрактов по итогам участия в выставке. Данный эффект, как правило, носит отложенный характер, но обязательно должен учитываться при планировании всей работы. В круг данной проблематики входят следующие вопросы: экспертиза конкурентоспособности товаров на международных рынках сбыта, анализ конгрессно-выставочных мероприятий с целью выбора наиболее эффективных на необходимых направлениях, оценка эффективности участия (оценка суммы заключенных и прорабатываемых контрактов по итогам участия в мероприятии в течении некоторого промежутка времени). В качестве инструмента оценки эффективности участия в конгрессно-выставочных мероприятиях может выступить «Методика оценки экономической и бюджетной эффективности конгрессно-выставочного мероприятия», рекомендованная к использованию Минпромторгу РФ в качестве практического инструмента оценки эффективности КВМ решением Расширенного заседания Президиума Российского союза выставок и ярмарок от 19.09.2019.

Делегаты Форума пришли к заключению, что в ближайшей перспективе необходимо сосредоточить усилия на разработке алгоритма взаимодействия государственных институтов поддержки и отраслевых профессиональных ассоциаций России, направленного на продвижение отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках, формировании списка ключевых конгрессно-выставочных мероприятий, необходимых бизнесу, и проходящих при поддержке государства.

Следующий Форум Ассоциаций пройдет летом 2020 года. Подробнее о Форуме смотрите здесь.

Возврат к списку