ExpoReport №2,2006. Прямое доказательство реальных цифр

Прошел уже год с момента появления на отечественном экспорынке официального аудитора. Своими взглядами на настоящее и будущее выставочного аудита в России и других странах СНГ с Expo Report поделился Сергей Алексеев, президент Международного союза выставок и ярмарок.

 

– На общем собрании МСВЯ в декабре 2005 г. говорилось о том, что союз намерен продвигать идею официального выставочного аудита и его практической пользы. Каким образом МСВЯ планирует это осуществить?

 

– Необходимость введения нами выставочного аудита была продиктована многими факторами. Аудит подтверждает надежность количественных показателей выставок, позволяет правильно оценить экспомероприятия, повышает доверие к ним клиентов, а значит, обеспечивает рост участия и посещения выставок. Все эти соображения и легли в основу решения о популяризации практической пользы аудита, принятого на прошедшем в Нижнем Новгороде общем Собрании членов МСВЯ. Программа популяризации основывается на принципах достижения максимальной открытости и доступности информации о выставочном аудите, стремлении охватить наибольшую целевую аудиторию пользователей, использовании современных технологий в продвижении самой идеи выставочного аудита. Одним из направлений этой программы стало наше сотрудничество с информационными интернет-порталами. Это сотрудничество служит целям разработанной программы, позволяет экспонентам и посетителям пользоваться результатами проведения аудита выставочных мероприятий. Кроме того, мы готовим к выпуску рекламно-информационный буклет с описанием целей, преимуществ, технологии проведения выставочного аудита. Буклет будет распространяться на крупных отраслевых выставках.

 

Безусловно, МСВЯ будет использовать любую возможность продвижения выставочного аудита на семинарах в рамках выставок и через собственные издания. Кроме того, с этого года проверенная выставочная статистика наших организаторов будет публиковаться в Европейском справочнике Euro Fair Statistics, ежегодно издаваемом Немецким обществом добровольной проверки статистических данных FKM. Проверенные данные выставок членов союза будут систематизированы и централизованно переданы в FKM. Мы также обратились с предложением к структурам, осуществляющим государственную поддержку выставочных мероприятий, о включении выставочного аудита в перечень требований, которые необходимо выполнить, чтобы получить такую поддержку.

 

– Большинство выставок, которые прошли официальный аудит в 2005 г., – это московские проекты. Значит ли это, что официальный аудит неинтересен региональным выставочникам?

 

– Я не согласен с тем, что проверка показателей выставок не интересна региональным организаторам.  В феврале 2006 г. аудиту выставочной статистики исполнился всего год. За это время аудиторской компанией «РуссКом Ай-Ти Системс», уполномоченной Исполнительной дирекцией МСВЯ, проверено 45 выставочных мероприятий не только в Москве, но и в десяти других городах России, Молдовы, Украины. Проверку прошли выставки в Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре, Сочи, С.-Петербурге, Киеве, Кишиневе. Причем аудит на присвоение Знака МСВЯ прошли 24 выставки, а 21 – просто проверили свои данные. Кроме того, «РуссКом Ай-Ти Системс» проверяла выставочную статистику компаний (в России, Казахстане, Азербайджане), не являющихся членами МСВЯ. Проводился также аудит выставочных мероприятий ЗАО «МВК» через уполномоченную FKM компанию Ernst & Young (Германия). Я считаю это прямым подтверждением заинтересованности выставочников в этом процессе.

 

Впрочем, пока некоторые, даже весьма «продвинутые» профессиональные организаторы еще не до конца понимают важность этой работы. Хочу привести один весьма показательный пример. Всего несколько лет назад мы с большим трудом внедряли среди членов союза систему сбора выставочной статистики. Тогда далеко не все поддержали эту  инициативу, хотя она основывалась на многолетнем опыте FKM и соответствовала всем международным требованиям. Сегодня статистический обзор МСВЯ широко востребован целевой аудиторией, стремящейся увидеть и оценить итоги своей выставочной деятельности, сравнить их с результатами конкурентов и партнеров. До 2005 г. работа по статистике была основана главным образом на доверии к информации, предоставляемой организаторами. А их данные были нередко весьма завышены, особенно по посетителям, что приводило в замешательство  многих иностранных организаторов и экспонентов. Прямым доказательством реальных цифр стали первые выданные аудиторские свидетельства. Я убежден, что выставочный аудит как надежный инструмент получения достоверных данных все расставит со временем по своим местам. Этим обусловлена и цель нашего союза – достичь максимального охвата выставок с проверенными показателями и  публиковать только проверенную статистику.

 

– Сегодня, чтобы получить знак союза, необходимо провести мониторинг статистики проекта. Почему были ужесточены требования к потенциальным членам МСВЯ?

 

– Если мы хотим жить и работать в цивилизованном выставочном мире, строить свои отношения с участниками и посетителями выставок на доверии, то аудит – наш прямой помощник. Если мы считаем себя профессионалами, то мы должны соответствовать высоким стандартам выставочной деятельности. Кстати, европейское выставочное сообщество регулярно проводит проверку и контроль показателей выставок с помощью независимых аудиторских компаний, уполномоченных выставочными объединениями европейских стран. Этого требует и конкурентная, и корпоративная культура. Я как президент МСВЯ, член совета директоров UFI могу утверждать, что на международном уровне с каждым годом растут требования к обеспечению надежности выставочных данных, позволяющих достичь наибольшей прозрачности выставочной деятельности. Теперь и у нас, в союзе, как в и UFI, выставки могут выдвигаться на присвоение Знака МСВЯ только на основании проверенных показателей. Кстати, по правилам UFI требуется подтверждение выставочных показателей аудиторским свидетельством каждого проведенного мероприятия, по нашим правилам – каждого третьего. Необходимо отметить, что в 2006–2007 гг. все выставки, отмеченные Знаком МСВЯ, должны будут пройти аудиторскую проверку показателей, в противном случае его действие будет приостановлено. Добавлю, что в этом году и «Ленэкспо» проведет аудит одной из своих выставок для присвоения ей Знака МСВЯ.

 

– Для совершенствования правил контроля, терминологии, процедуры, методов проверки выставочной статистики была создана рабочая группа в составе трех руководителей выставочных организаций – ЗАО «МВК», ЗАО «МЕДИ Экспо», ООО «ВЦ «ВертолЭкспо». Почему именно эта тройка? И как будет контролироваться работа этой группы?

 

– Наш бизнес не стоит на месте, он развивается, совершенствуется, в нем происходят постоянные изменения, требующие быстрого реагирования. Существующие в МСВЯ правила сбора и контроля выставочной статистики неоднократно корректировались. На прошедшем собрании в Нижнем Новгороде был утвержден новый, вполне возможно, что не последний, вариант этих правил, откорректированный с учетом международных норм подсчета и определений основных показателей. Кроме того, при проверке выставок у уполномоченной нами аудиторской компании могут возникать конкретные проблемы, вопросы, требующие немедленного решения. Для этого и была создана рабочая группа, причем специально из числа руководителей организаций, выставки которых уже проверялись и доказали свой высокий профессиональный уровень. Контролирующие же функции переданы Исполнительной дирекции МСВЯ и утверждены общим Собранием членов союза.

 

– Некоторые специалисты утверждают, что компания «РуссКом Ай-Ти Системс» является монополистом. Согласны ли вы с этим мнением? Нужна ли конкуренция в этом секторе?

 

– Никто не мешает любому организатору выставок обратиться к аудитору FКМ Ernst & Young, как это делает ЗАО «МВК», или же к CENTREX – Международному союзу выставочной статистики, действующему в странах Восточной Европы. Главное, чтобы выбранная вами аудиторская фирма была признана на международном уровне, то есть UFI и FКМ. Однако замечу, что существенную роль при выборе аудитора играет стоимость услуг, а услуги иностранных аудиторов весьма недешевы и, по сути, «не по карману» многим членам нашего союза.

 

Союз остановил свой выбор на «РуссКом Ай-Ти Системс», поскольку эта компания была не раз проверена в работе по регистрации посетителей выставок и стала нашим надежным партнером. В пользу «РуссКом Ай-Ти Системс» говорит и наличие у нее соответствующей лицензии на аудиторскую деятельность, и имеющийся опыт и определенные знания в сфере выставочных услуг, а также порядочность и принципиальность. Кроме того, были проведены необходимые консультации с UFI и FКМ, получено их одобрение. С этого года для регистрации и аккредитации посетителей выставок специально зарегистрировано отдельное юридическое лицо – ООО «РуссКом Солюшенс», а основной деятельностью «РуссКом Ай-Ти Системс» остается выставочный аудит. Важно и то, что достигнута договоренность о проведении стажировки ее сотрудников в профильной компании за рубежом.

 

Я регулярно знакомлюсь с публикациями в специализированных выставочных СМИ и подчас замечаю (например, в Expo Report), что некоторые представители выставочного сообщества, выступающие в качестве экспертов по разным вопросам выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе и по выставочному аудиту, имеют о нем весьма поверхностное представление. А неосведомленность приводит порой к искажению реального положения дел. Для неполного первого года аудит более 50-ти выставок – достаточно высокий результат. Признанному лидеру в выставочном аудите на мировом уровне – FКМ не хватило и 40 лет, чтобы охватить аудитом все немецкие торговые ярмарки. Кстати, исследование группы посетителей международных ярмарок Германии проводится по правилам FКМ не только самими организаторами, для АUМА – Ассоциации немецкой выставочной индустрии – его осуществляет институт TNS Emnid. Или, к примеру, в России пионером в выставочном аудите через компанию Ernst & Young стало ЗАО «МВК». Сегодня у нас от ЗАО «МВК» заявки на аудит четырех выставок.

 

Есть в публикациях отдельных СМИ и весьма агрессивная реакция на утверждение нашим союзом только одной компании в качестве уполномоченного аудитора выставочной статистики с представительствами в разных регионах России и ряде других стран СНГ. Такое мнение свидетельствует о незнании специфики этой сферы деятельности.

 

Чтобы читателям было более понятно, приведу в качестве примера опыт европейских стран. В каждой из них от имени выставочного сообщества действует лишь одна уполномоченная компания – аудитор, специализирующаяся на проверке количественных показателей выставок в соответствии с принятыми этим выставочным сообществом правилами. Для нашего союза также вполне достаточно иметь одну уполномоченную компанию, признанную международным выставочным сообществом, пока нет шквала заявок и пока сама организация, обеспечивающая широкий охват нужной нам территории, успешно справляется с возложенными на нее обязанностями.

 

– Как вы оцениваете работу этой компании на рынке в качестве официального выставочного аудитора и Ваш прогноз развития ситуации в 2006 г.?

 

– Компания правильно понимает задачу, поставленную перед ней союзом, понимает трудности этапа внедрения системы выставочного аудита, работает в постоянном контакте с Исполнительной дирекцией МСВЯ. Устраивает нас и предложенная компанией гибкая шкала расценок в зависимости от площади выставок, а также система скидок для членов союза: 30% – для впервые заявляемой на аудит региональной выставки и 20% – для компаний, имеющих электронную систему регистрации посетителей.

 

Сегодня в нашем портфеле уже 17 заявок на проведение проверки, и это только начало. Уверен, со временем выставочный аудит станет нормой выставочной деятельности.


Возврат к списку