ExpoReport №8, 2006. Людмила Смородова: Выставочный аудит – новое творческое для нас дело

Сколько стоит аудит? В чем специфика аудиторской практики в России и как совершенствуются ее механизмы? Об этом и многом другом рассказывает гость рубрики Людмила Смородова, исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок.

 

– С февраля 2005 г. нами проведены проверка и контроль 81 выставочного мероприятия членов Союза, а с учетом выставок организаторов – не членов Союза – 104, – подводит итоги Людмила Сергеевна. – От общего числа выставок это, конечно, немного, но для начального этапа работы совсем неплохо. В той же Германии, где выставочный аудит действует уже более 40 лет, полного охвата выставок до сих пор еще не достигнуто.

 

Все участники экспорынка заинтересованы в достоверной и надежной статистической информации, которую дает выставочный аудит. В целях его продвижения нашим Союзом принята соответствующая программа популяризации выставочного аудита в публикациях, разъяснение его пользы организаторам, участникам и посетителям выставок, ознакомление выставочной аудитории с результатами проведенных проверок. Целям разработанной программы служит и сотрудничество с информационными интернет-порталами www.allexpo.ru и www.vmost.ru, позволяющими экспонентам и посетителям получать больше достоверной информации о проверенных показателях. Выставочный аудит специфичен. Это, в принципе, технический, статистический аудит, и в незначительной мере – финансовый. Неслучайно в 18-ти странах Европы и Скандинавии действуют всего 11 специализированных контролирующих организаций, отвечающих за проверку данных.

 

Что касается нашей системы проверки и контроля, разработанной при поддержке UFI (Всемирной ассоциации выставочной индустрии) и FКМ (Общества добровольного контроля выставочной статистики Германии), за основу взят опыт FКМ-Германия, Уставом которого для проведения проверок статистики немецких выставок утверждена единственная высокопрофессиональная фирма Ernst&Young.

 

Роль FKM – контролирующей организации – выполняет Исполнительная дирекция Союза, уполномочив для проверок показателей выставок фирму ООО «РуссКом Ай-Ти Системс», ставшей в настоящее время нашим надежным деловым партнером. Учитывая огромный географический охват России и для облегчения работы в сфере аудита, для взаимодействия в этом вопросе с региональными организаторами в ряде регионов России предусмотрены соответствующие представительства фирмы. Тем не менее, наши организаторы могут обращаться и к другим аудиторам. Главное условие – эти фирмы должны быть признаны международным выставочным сообществом. Можно обратиться в Ernst&Young (Москва), в CENTREX – Международный союз выставочной статистики стран Восточной Европы. К примеру, на начальном этапе выставки ЗАО «МВК» проходило проверку у авторитетного зарубежного выставочного аудитора. Но с вводом выставочного аудита в России и убедившись в качественной работе аудитора, «МВК» подал заявки на проверку ООО «РуссКом Ай-Ти Системс» сразу несколько выставок. В этом году в план проверки включен ряд выставок ЗАО «Экспоцентр», ОАО «Ленэкспо», ЗАО «ВО «Рестэк», ЗАО «СОУД»-Сочинские выставки. Некоторые организаторы, например, ЗАО ПИК «Максима», ООО «Примэкспо» два года подряд проводят аудит одних и тех же выставок.

 

Можно, конечно, предположить, что в перспективе на рынке появятся другие, в профессиональном плане не уступающие, подобные аудиторские фирмы. Время покажет. Но на данном этапе это неоправданно.

 

Хотела бы остановиться на вопросе стоимости аудиторских услуг, который также поднимается в СМИ, и в том числе в вашем издании. Есть публикации, где приводятся цифры, не соответствующие реальности. В действительности затраты на аудит даже для региональных выставочных компаний вполне приемлемые, они зависят от площади выставочных мероприятий. Например, ООО «ВЦ «ВертолЭкспо» (г. Ростов-на-Дону) на проверку показателей выставки «Строительно-архитектурный форум–2005», площадь которой составила 1 493 кв. м (нетто), затратил 9 686 руб., а на «Шарм–2005» при площади нетто 1 234 кв. м – 8 189 руб. Затраты организаторов на аудит возрастают в тех случаях, когда наши выставочные фирмы стараются вклиниться в график проверок, подавая заявки не за месяц до начала мероприятия, как это предусмотрено правилами, а практически в последний момент – за два-три дня. Такие внеплановые проверки не всегда могут провести региональные представительства аудитора, сотрудники которых уже задействованы на других выставках. Поэтому приходится оплачивать аудиторам из Москвы стоимость проезда, проживания, что ощутимо увеличивает затраты, которые, тем не менее, все равно значительно ниже, чем у других аудиторских фирм. Кстати, таких проблем нет у тех организаторов, которые своевременно запланировали проверку. Думаю, что надо просто отказаться от приема заявок при нарушении установленных сроков их подачи.

 

Выставочный аудит – творческое дело, требующее ежедневной, скрупулезной работы, поиска новых подходов, идей. Мы вновь ставим перед собой очередные цели для совершенствования работы в этом направлении, ближайшая из которых связана с регистрацией и подсчетом посетителей выставок. Практика повсеместного завышения данных о посетителях – очевидный обман всех участников выставочно-ярмарочной деятельности. А о какой встрече представителей рынков на выставках можно говорить, если многие организаторы выставок вообще не регистрируют посетителей, особенно специалистов? Но даже регистрация дает только количественные данные. Между тем важен их качественный состав, то есть число посетивших выставку специалистов, профессионалов, руководителей, тех, кто в полной мере соответствует ожиданиям экспонентов. Всей выставочной аудитории нужна развернутая информация, касающаяся посетителей. Вот почему в ближайшей перспективе мы планируем принимать заявки на проверку выставок при проведении организатором обязательной регистрации посетителей с предоставлением их профиля.

 

В прессе освещаются и другие вопросы, связанные с выставочным аудитом, к сожалению, не всегда компетентно. В частности, вопрос соответствия российской системы проверки и контроля выставочной статистики международным стандартам и требованиям.

 

Для сближения с Европейской выставочной индустрией, достижения идентичности критериев, максимальной прозрачности российского выставочного рынка и введена российская система проверки и контроля. Насколько она соответствует сегодня международным стандартам и требованиям, говорит факт ее признания UFI и FKM, впервые принятие к публикации FKM проверенной статистики российских выставок – в справочнике «Европейская выставочная статистика–2005».

 

В каждой стране выставочная терминология и нормы подсчета имеют свои определенные нюансы, и мы – не исключение. В настоящее время UFI и ISO – Международной организацией по стандартизации –  создана и активно работает группа, в которую вошли представители 15-ти стран-членов ISO, в числе которых и Россия. Исполнительная дирекция Союза как орган национального выставочного объединения принимает в ее работе самое активное участие. Безусловно, приятно, что целый ряд наших предложений и замечаний приняты группой ISO к рассмотрению, отмечена их актуальность. Результатом работы этой группы будет введение единых международных определений и терминов в выставочной сфере, способствующих совершенствованию статистической отчетности выставочных мероприятий, и тогда все выставочники мира действительно заговорят на понятном друг другу профессиональном языке.


Возврат к списку