Мир выставок №54 Март-Апрель 2013. Российский рейтинг выставок – честная позиция лидеров

Мир выставок №54 Март-Апрель 2013. Российский рейтинг выставок – честная позиция лидеров О сути российского рейтинга выставок, методах его продвижения и ожидаемом эффекте «Миру выставок» рассказывает его непосредственный разработчик председатель исследовательского комитета Российского союза выставок и ярмарок, заместитель генерального директора ЗАО «Экспоцентр» Андрей Жуковский.

 

– Что собой представляет рейтинг и как будет исчисляться позиция выставок в нем (по каким критериям и в чем будет выражаться: в цифрах статистических отчетов, процентах, баллах)?

 

– В настоящее время во многих отраслях нашей экономики сложилась система рейтинговых оценок, которая формируется самими участниками рынка. Идея Общероссийского рейтинга выставок также родилась внутри выставочной отрасли. Инициаторами его формирования являются Российский союз выставок и ярмарок и Торгово-промышленная палата Российской Федерации в лице Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров.

 

Количество выставок, проводимых в различных регионах страны, является очень большим. Представители бизнеса заинтересованы в том, чтобы иметь о них достоверную информацию. Цель рейтинга заключается в том, чтобы предоставить экспонентам и посетителям, отраслевым отечественным и зарубежным союзам и ассоциациям простой и надежный инструмент для выбора интересующих их выставочных мероприятий.

 

Каким образом достигается эта цель? Участниками рейтинга являются выставки, прошедшие аудит выставочной статистики – процедуру, в ходе которой независимый аудитор подтверждает статистические показатели мероприятия: площадь нетто, количество посетителей, экспонентов, стран-участниц. Проведение аудита по правилам, утвержденным UFI, гарантирует достоверность этих показателей. Можно сказать и так – достоверность рейтинга гарантирует и в том числе UFI, поскольку он базируется исключительно на цифрах, сбор которых контролирует и признает эта международная организация.

 

В соответствии с показателями выставочной статистики мероприятия рейтингуются в следующих номинациях:

 

«Профессиональный интерес» (количество посетителей-специалистов);

«Выставочная площадь» (площадь нетто);

«Охват рынка» (количество экспонентов);

«Международное признание» (количество стран-участниц и количество зарубежных экспонентов).

 

Опираясь на информацию о площади, иностранном участии, количестве экспонентов, посетителей, потенциальные экспоненты и посетители смогут сравнить и выбрать для себя наиболее эффективную выставку.

 

Рейтинг составляется в начале каждого календарного года, в конкурсную часть рейтинга включаются все выставки, прошедшие аудит в прошлом и (или) позапрошлом году.

 

Помимо этого каждая тематическая часть рейтинга содержит и так называемую «нижнюю» часть, в которую также входят качественные выставочные мероприятия. Это выставки, прошедшие аудит в предыдущий период времени, отмеченные UFI, имеющие знак РСВЯ, проводимые при поддержке ТПП РФ. Отличие состоит в том, что по ним, к сожалению, нет свежей достоверной статистики. Для таких выставок указываются организатор, город, площадка и адрес их сайта.

 

Например, в конкурсную часть Общероссийского рейтинга выставок 2011–2012 гг. вошли 144 выставки, прошедшие аудит выставочной статистики в 2011 и 2012 годах. В «нижнюю» часть – еще 166 мероприятий.

 

Таким образом, рейтинг содержит 310 лучших выставок России, поделенных на тематические разделы.

 

По результатам рейтингования выставки получают почетные наименования. Обладатель первого места в какой-либо одной номинации получает наименование: «Самая крупная выставка России 2011–2012 годов по той или иной теме в данной номинации», мероприятие, занявшее первое место во всех номинациях, – «Лучшая выставка России 2011–2012 гг. по той или иной теме во всех номинациях».

 

Таким образом, Общероссийский рейтинг выставок – действительно простой и доступный инструмент выбора наиболее эффективных мероприятий, в основе которого достоверная и надежная информация, полученная в ходе выставочного аудита.

 

– Не получится ли так, что ключевые позиции в рейтинге займут преимущественно столичные выставки: очевидно, что они, как правило, превосходят региональные проекты по площадям, числу экспонентов, посетителей, международному участию?

 

– Безусловно, столичные выставочные проекты по всем показателям крупнее региональных, изначально они находятся не в равных условиях. С целью предотвращения подобной ситуации в структуре рейтинга предусмотрено два раздела:

 

«Общероссийский рейтинг выставок» – составлен по выставкам, проведенным на всей территории России;

«Общероссийский региональный рейтинг выставок» – составлен по выставкам, проведенным в России, за исключением Москвы и Московской области.

 

Подразделом «Общероссийского регионального рейтинга выставок» является рейтинг выставок, сгруппированных по федеральным округам Российской Федерации.

 

В результате рейтинги выявляют не только столичных лидеров, но и региональных. Так, в конкурсную часть рейтинга 2011–2012 годов вошло 96 московских и 48 региональных выставочных мероприятий. 87 мероприятий получили почетные наименования, 43 из них – московские (45% от числа московских), 44 – региональные (92% от числа региональных).

 

Таким образом, в пропорции рейтинг больше продвигает региональные выставочные мероприятия, нежели московские.

 

В целом же картина присвоенных почетных наименований выглядит следующим образом:

 

наименование «Лучшая выставка России» получили 34 выставки;

«Самая крупная выставка России» – 23;

«Лучшая региональная выставка России» – 17;

«Самая крупная региональная выставка России» – 10;

«Лучшая региональная выставка России в таком-то федеральном округе» – 6;

«Самая крупная выставка России в таком-то федеральном округе» – 10.

 

– Чтобы рейтинг стал эффективным инструментом развития выставок, он должен достигать целевой аудитории – экспонентов и посетителей, то есть он должен быть активно тиражируемым и распространяемым и в итоге стать, условно говоря, обыденным, как телепрограмма. Поэтому важный вопрос, как рейтинг планируется продвигать?

 

– На общем собрании Российского союза выставок и ярмарок в декабре прошлого года принята Программа продвижения Общероссийского рейтинга выставок 2011–2012 гг. В соответствии с ней предполагается, во-первых, продвижение рейтинга в печатном его виде. С этой целью сверстан и отдан в печать сборник, который так и называется «Общероссийский рейтинг выставок 2011–2012 гг.». Во-вторых, рейтинг будет активно продвигаться через Интернет. Уже разработан сайт рейтинга – www.exporating.ru. Рекламные баннеры интернет-сайта рейтинга планируется разместить на информационных ресурсах организаторов рейтинга и выставочных мероприятий участников рейтинга, на сайтах организаций, содействующих развитию выставочной отрасли, на интернет-порталах о выставках. Кроме того, планируется продвижение сайта рейтинга в поисковых интернет-системах, в электронных СМИ.

 

Готов знак рейтинга и его брендбук.

 

– Насколько сайт рейтинга соответствует требованиям доступности? Например, нужно ли там регистрироваться, оставляя email с паролем, что отпугивает многих здравомыслящих пользователей? Отвечает ли требованию «два клика», то есть пользователю не нужно проходить бесконечное число раз по ссылкам, чтобы добраться до интересующей информации?

 

– Интернет-сайт www.exporating.ru доступен всем пользователям без всякой регистрации. Он прост в использовании и очень функционален.

 

Помимо того, что там можно увидеть текущую информацию о выставках, на сайте будет доступна и информация о выставке в динамике, что также иногда бывает очень важным для ее оценки предпринимателями.

 

– Насколько идея рейтинга выставок инновационна (в мире), были ли образцы, на которые разработчики ориентировались при его создании?

 

– Идея достаточно инновационна. Я слышал о подобных планах, которые должны были быть реализованы в прошлом году в США, но пока не знаком с результатами. Необходимо сказать, что многие западные коллеги проинформированы о нашей инициативе, одобряют ее и с нетерпением ждут результатов нашего опыта. Они целиком и полностью разделяют идею и цели рейтинга.

 

– Как прогнозируете развитие выставочной деятельности в случае массового распространения рейтинга? Не станет ли это началом конца для маленьких проектов или же, напротив, послужит стимулом к консолидации с себе подобными или более успешными выставками?

 

– Если имеете в виду небольшие региональные проекты, то рейтинг будет только помогать их нормальному стратегическому развитию в духе Win-Win. Как я уже говорил, рейтинг честно фиксирует всех региональных лидеров. Если компания – потенциальный экспонент, ставит перед собой цель выйти в тот или иной регион, то рейтинг, как инструмент выбора подобной выставки, представит ей для этого быструю и эффективную возможность. Если же выставочный организатор в регионе вводил предпринимателей в заблуждение, пытаясь позиционировать свой проект как «№ 1 в мире», то, конечно же, он пострадает. Но это только поможет нормальному развитию выставочного рынка.

 

Вообще, я очень надеюсь на то, что на рынке станет еще меньше неверной информации. После внедрения системы аудита ее уже стало меньше, и этот тренд необходимо продолжать. Для тех, кто вел честную и открытую политику, времена станут только лучше!


Возврат к списку